"Невыносимая легкость бытия" Милан Кундера
«Невыносимая легкость бытия» — самый знаменитый роман Милана Кундеры, которым зачитываются все новые и новые поколения читателей, открывающие для себя вершины литературы XX века.
Книга Кундеры о любви и непростых человеческих отношениях, о трагическом периоде истории и вместе с тем это глубоко философская вещь. Автор пишет о непримиримой двойственности тела и души, о лабиринте возможностей, по которому блуждают герои, проживая свою единственную жизнь.
Согласно Кундере, бытие полно невыносимой лёгкости, потому что каждый из нас живёт всего один раз: «Einmal ist Keinmal» (нем. единожды — все равно что никогда, то есть «то, что произошло однажды, могло совсем не происходить», «один раз не считается»). Значит каждая жизнь несёт в себе таинственную случайность, каждое наше действие не может полностью предопределить наше будущее. Любой выбор не отягощён последствиями, а потому не важен. В то же время наши действия становятся невыносимыми, если задумываться об их последствиях постоянно, потому жизнь можно охарактеризовать как «Невыносимую лёгкость бытия».
Роман не прочитаешь за один вечер… постоянно хочется остановиться и призадуматься, осмыслить только что высказанную автором мысль… Спасибо Н. за то, что навела меня на эту книгу
Вот некоторые мысли из книги, к которым бы хотелось еще вернуться...
- Стало быть, самое тяжкое бремя суть одновременно и образ самого сочного наполнения жизни. Чем тяжелее бремя, тем наша жизнь ближе к земле, тем она реальнее и правдивее. И, напротив, абсолютное отсутствие бремени ведет к тому, что человек делается легче воздуха, взмывает ввысь, удаляется от земли, от земного бытия, становится полуреальным, и его движения столь же свободны, сколь и бессмысленны. (ЛЕГКОСТЬ И ТЯЖЕСТЬ)
- Любой школьник на уроках физики может поставить опыт, чтобы убедиться в правильности той или иной научной гипотезы. Но человек, проживающий одну-единственную жизнь, лишен возможности проверить гипотезу опытным путем, и ему не дано узнать, должен был он или не должен был подчиниться своему чувству.(ЛЕГКОСТЬ И ТЯЖЕСТЬ)
- Человек, ведомый чувством красоты, превращает случайное событие (музыку Бетховена, смерть на вокзале) в мотив, который навсегда останется в композиции его жизни. Он возвращается к нему, повторяет его, изменяет, развивает, как композитор — тему своей сонаты. Ведь могла же Анна покончить с собой каким-то иным способом! Но мотив вокзала и смерти, этот незабвенный мотив, связанный с рождением любви, притягивал ее своей мрачной красотой и в минуты отчаяния. Сам того не ведая, человек творит свою жизнь по законам красоты даже в пору самой глубокой безысходности. (ДУША И ТЕЛО)
- Тот, кто постоянно устремлен «куда-то выше», должен считаться с тем, что однажды у него закружится голова. (ДУША И ТЕЛО)
- Быть на чужбине - значит идти по натянутому в пустом пространстве канату без той охранительной сетки, которую предоставляет человеку родная страна, где у него семья, друзья, сослуживцы, где он без труда может договориться на языке, знакомом с детства. (ДУША И ТЕЛО)
- Для него она [ЛЮБОВЬ] означала мечту отдаться любимой женщине безоговорочно.(СЛОВА НЕПОНЯТНЫЕ)
- Не каждая женщина достойна называться женщиной.(СЛОВА НЕПОНЯТНЫЕ)
- Он считает музыку избавительницей: она избавляет его от одиночества, замкнутости, библиотечной пыли, открывает в его теле двери, сквозь которые душа выходит в мир, чтобы брататься с людьми.(СЛОВА НЕПОНЯТНЫЕ)
- «Шум имеет одно преимущество. В нем пропадают слова».(СЛОВА НЕПОНЯТНЫЕ)
- Поскольку все (каждодневное существование, продвижение по службе и каникулы) зависит от того, как будет гражданин оценен, каждый должен (хочет ли он играть в футбол за сборную команду, открыть ли выставку картин или провести каникулы у моря) вести себя так, чтобы получить высший балл. (СЛОВА НЕПОНЯТНЫЕ)
- В самом деле, есть книги дня и книги, которые можно читать исключительно ночью. (СЛОВА НЕПОНЯТНЫЕ)
- Человек, утрачивающий свое сокровенное, утрачивает все... (СЛОВА НЕПОНЯТНЫЕ)
- … кокетство — это обещание соития без гарантии. (ДУША И ТЕЛО)
- Разве глупец, сидящий на троне, освобожден от всякой ответственности лишь потому, что он глупец? (ЛЕГКОСТЬ И ТЯЖЕСТЬ)
- Человеческая жизнь совершается лишь однажды, и потому мы никогда не сможем определить, какое из наших решений было правильным, а какое ложным. В данной ситуации мы могли решить только один-единственный раз, и нам не дано никакой второй, третьей, четвертой жизни, чтобы иметь возможность сопоставить различные решения. (ЛЕГКОСТЬ И ТЯЖЕСТЬ)
- Нам всем нужно, чтобы на нас кто-то смотрел. (ВЕЛИКИЙ ПОХОД)
- Человек был не собственником планеты, а всего только ее управителем, которому однажды придется отвечать за свое управление. (УЛЫБКА КАРЕНИНА)
Если в любом деле приложить максимум усилий, то, как известно, можно достичь высокой степени совершенства!
Полного совершенства ни в одном деле достичь невозможно. Ибо, признав себя совершенным, человек прекращает свое развитие. Соответственно нет и пределов процессу совершенствования.
Беллетристика необходима для возбуждения естественного интереса к чтению, для позитивного воспитания нравственности, наконец, для тренировки возможности совершенствовать сам процесс чтения.
Но, с годами, если человек не утратил своих стремлений в этом направлении, книги приводят его к жажде научно-популярного и документального жанра.
Появляются свойства, дающие возможность полноценно осилить несколько книг в сутки, чувствовать их, как человека и, уже не бегать глазами по строчкам, абзацам и страницам, а воочию видеть описываемые события!
С этого момента читатель, обретший безупречный опыт в самом процессе чтения, способен любого человека, с первых же секунд общения, читать, как книгу!
Успехов Вам, в постижении Истины!©
Энион Пауэр